Air France сокращает свои Airbus A380

Air France (AF) собирается сократить число используемых Airbus A380 — возможно, по данным Les Echos, даже вдвое.

Постоянный покупатель нацпроектов

Изначально национальный перевозчик Франции традиционно договорился с национальным производителем (Airbus) купить очередную создаваемую авиационную национальную гордость в количестве 12 штук. Примерно так же, как авиакомпания была вынуждена купить Aérospatiale/BAC Concorde. Позже от двух самых больших в мире самолётов удалось отказаться, конвертировав их в заказе на A350-900.

Десять же были поставлены в период с октября 2009 по июнь 2014 годов и с тех пор использовались на восьми дальних маршрутах с высоким спросом и монопольным положением авиакомпании. Соединяя Париж с:

  • базами партнёров по альянсу SkyTeam (Шанхай, Нью-Йорк, с 31 марта 2019 года откроются полёты в Атланту),
  • мегаполисами, лишёнными собственных мощных перевозчиков (Абиджан, Йоханнесбург),
  • ключевыми аэропортами Западного побережья США, где местные авиакомпании не могут удовлетворить весь спрос на европейское направление (Лос-Анджелес, Сан-Франциско).


Air France контролируется государством, поэтому когда ему требуется, авиакомпания тратит деньги на поддержку национальных (европейских с ключевой ролью Франции) проектов. Именно так в 1970-х в её парке оказались Aérospatiale/BAC Concorde


И точно так же в 2000-х компания получила самолёты Airbus A380, не очень хорошо вписывающиеся в её стратегию

Недовольные клиенты

На борту предлагается четыре уровня обслуживания: 9 мест первого, 80 бизнес, 38 премиум эконом и 389 базового эконом классов (всего до 516 пассажиров).

Но странный момент: начав программу замены салонов бизнес класса, авиакомпания поставила A380 в расписании на модернизацию последними среди всех широкофюзеляжных модельных линеек. Если на борту Boeing 777, Dreamliner’ов и Airbus A330 клиентам уже давно предлагаются раскладывающиеся в горизонтальные кушетки кресла с «прямым доступом», то в Superjumbo сидящий у окна пассажир по-прежнему должен просить соседа выпустить его в проход. Само же старое сиденье, с откидывающейся не полностью спинки которого спящий человек скатывается вперёд, прозвали «тобогган».

Читайте также  Все заказчики Airbus A321 Long Range

В результате, самолётами недовольны и эксплуатант, и его клиенты.

Международный аэропорт Внуково предлагает услуги бизнес-авиации

Состоятельные путешественники или бронируют билеты на другие самолёты компании, предпочитают партнёров по SkyTeam или даже вовсе уходят к конкурентам.


Салон бизнес класса Affaires с креслами-«тобогганами» в самолёте Airbus A380-861 авиакомпании Air France: так в 2010-е годы премиальный сервис уже выглядеть не должен


При этом салоны Boeing 787-9 (на фото; а также Boeing 777-200ER/-300ER и Airbus A330-200) обладают вполне современным дизайном

Недовольный менеджмент

При неполной загрузке — особенно с учётом явного акцента на места с дополнительной стоимостью — самолёты не могут показывать хороших финансовых результатов. Кроме этого, представители Air France жалуются на обилие инцидентов технического характера: летом 2017 года в «высокий сезон» по этой причине было отменено 20 рейсов на A380, наступившей следом осенью и вовсе случилось разрушение двигателя в полёте по дороге в Лос-Анджелес.

30 сентября 2017 года рейс AF066 совершил аварийную посадку на аэродроме Гуз-Бэй (Goose Bay, YYR) на побережье полуострова Лабрадор. Компания тратилась на два дополнительных самолёта, чтобы вывезти оттуда пассажиров, потом — на доставку двигателя на замену, который привозили специально арендованным Ан-124М. Сам же пострадавший самолёт оставался в Канаде до декабря: деньги на своё содержание поглощал, а новые не зарабатывал.


Airbus A380-861 авиакомпании Air France с повреждённым двигателем GP7270 на канадской военной базе Гуз-Бэй (YYR)

Итоговый компромисс

От нового директора группы Air France-KLM и по совместительству главы французской авиакомпании Бена Смита (Benjamin ‘Ben’ Smith) ожидали жёсткого решения по Superjumbo. Однако оно оказалось мягким и компромиссным:

  • два самолёта вернутся арендодателям в 2019 году, когда истекают лизинговые контракты — их, то есть, не продлят;
  • ещё три, наиболее вероятно, по очереди покинут флот в 2020-м;
  • оставшиеся пять — их собственником является сама Air France — будут отправлены на обновление салонов; работы по каждому из этих авиалайнеров оцениваются в 45 миллионов евро, или 225 — на всю пятёрку.
Читайте также  Jet Airways компенсирует убытки за счёт Etihad

Считается, что лучшим решением при отсутствии арендных платежей практически всегда будет продолжать использование Airbus A380. Потому что вторичный рынок модели узок, спрос на нём минимален и цены низки. Скорее всего, собственник потеряет деньги на перепродаже.