Лучшие российские авиакомпании 2018 года

Рост пассажиропотока российских авиакомпаний в 2018 году замедлился в 1,8 раза, но всё равно превысил 10% к предыдущему периоду. Лидером рынка остался Аэрофлот (SU), чемпионом по скорости расширения стал Азимут (A4).

Росавиация опубликовала данные об объёме пассажирских и грузовых перевозок России за 2018 год.

Все авиакомпании страны перевезли 116,2 миллиона человек, что на 10,6% больше, чем в 2017-м и является очередным рекордом за всё постсоветское время. Для сравнения: по итогам работы за 1990 год тогда единый Аэрофлот — единственная регулярная авиакомпания на внутреннем рынке — перевёз 139 миллионов пассажиров во всём СССР.

Занятость кресел составила 83,8% — рост на 0,6 процентных пункта к 2017-му.

Основные тенденции

Рост пассажиропотока на внутренних (10,0%) и международных (10,6%) рейсах практически идентичен. Отстающий сегмент — трансграничные перевозки в страны СНГ, где увеличение всего 6,6%.

Процент занятости кресел (показатель эффективности планирования флота и ценовой политики) чуть сокращается (на 0,6 п.п.) на международных маршрутах, зато растёт (на 2,1 п.п.) на внутренних. На фоне роста (и превосходящего) общего объёма перевозок это означает более сложный для российских авиакомпаний выход на зарубежные рынки. Здесь на новых маршрутах они либо сталкиваются с более серьёзной конкуренцией, чем внутри страны, либо не способны поддержать расширение своей сети адекватными маркетинговыми усилиями. Либо вовсе переоценивают спрос.

Росавиация традиционно выделяет долю первых пяти и первых пятнадцати компаний в общем объёме. Топ-5 свои позиции медленно сдаёт (64,7% против 65,9% в 2017-м году), топ-15 — наращивает (92,3% против 90,1%). Цифры подтверждают новостной фон, сложившийся в течение года: свой потенциал реализуют компании второго уровня — крупные перевозчики, научившиеся вести бизнес по современным правилам и пожинающие плоды верных управленческих решений.

При этом продолжается медленная монополизация рынка: доля перевозчиков группы Аэрофлот (Аэрофлот, а также Россия, Победа и Аврора) в общем объёме выросла с 47,72% в 2017 году до 47,94% в 2018-м. Впрочем, растёт и доля группы номер два: авиакомпании S7 Group (S7 Airlines и Globus) увеличили её с 13,57% до 13,73%.

Наилучших результатов добились компании, использовавшие три следующих бизнес-решения одновременно: работа с узловым аэропортом, в низком ценовом сегменте, регулярный трафик или его сочетание с чартерным. Это группа Пегас Туристик (авиакомпании Nordwind Airlines и Pegas Fly) и Red Wings.

Традиционно успешным остаётся специализированный чартерный бизнес: значительно меньший, чем в прошлом периоде, но всё же выше средневзвешенного рост продемонстрировали I-Fly (I4), Royal Flight (RL) и Azur Air (ZF).


Лидеры занимали в 2018 году всё большую и большую долю. Медленно, но верно: группа Аэрофлот доросла до 47,94%


S7 Group отстаёт безнадёжно, но тенденцию повторяет: 13,73% рынка и медленный рост этой доли

Читайте также  Новый сервис для авиаперевозчиков от компании Magnetic MRO

Лидеры роста

Но самые большие цифры прироста продемонстрировали стартап Азимут с базой в новом аэропорту Ростова-на-Дону и иркутская ИрАэро (IO).

Первая компания выросла в 9,3 раза, что ожидаемо и не может быть сравнимо с остальными: она начала работу в конце 2017 года. Однако вместе с бурным расширением регулярный перевозчик, использующий сетевую модель и аэропорт Платов (ROV) в качестве хаба, показал отличную заполняемость кресел — 82,6%. Лишь немногим ниже, чем в среднем по России, что для начального этапа развития и без демпинга (цены Азимута «в рынке») считается очень хорошим показателем.


Номинально авиакомпания Азимут, начавшая полёты 21 сентября 2017 года исключительно на Sukhoi Superjet 100, самая быстрорастущая в России — потому что сравниваются 12 месяцев 2018 года с неполными четырьмя 2017-го


Аэропорт Ростов Платов (ROV), узловой для нового российского перевозчика

Вторая прибавила 79,1% и вошла в топовую двадцатку по общему объёму. Способ — аренда трёх Boeing 777-200ER после разорившейся ВИМ-Авиа (NN) и выход на курортные направления из крупнейших сибирских аэропортов. Для компании, у которой никогда не было самолётов вместимостью свыше ста кресел — крупнейшим лайнером был Superjet 100 — появление в 2018 году широкофюзеляжных 371-местных машин стало стрессом, который выдерживать получается с большим трудом.

Открыть регулярные маршруты из своих базовых аэропортов на них не способна: для заполнения потребуется серьёзная фидерная сеть, которую надо развивать отдельно, и подобных примеров (даже неуспешных) в России пока нет. Относительно простой выход, чартеры с пакетными туристами, — и тот оказался неподъёмным: зимняя полётная программа оказалась почти сорванной из-за проблем с китайским партнёром, туроператором Жемчужная Река. Как результат в цифрах, заполняемость рейсов всего 70,5%. Хотя это всё равно гораздо лучше прошлого года: тогда в ИрАэро экспериментировали с многоузловой моделью и — традиционно для немосковского маркетинга — не смогли донести новость до целевой аудитории и спланировать цены, чтобы привлечь пассажиров и остаться при этом с прибылью. В 2017 году в 50-ти и 100-местных самолётах удалось заполнить менее двух третей кресел — всего 65,4%!


Boeing 777-21HER, ранее работавшие на маршрутах ВИМ-Авиа в середине 2018 года пополнили флот ИрАэро. Это очень смелый шаг со стороны менеджмента, но пока они не оправдывают взятого на себя риска: использовать настолько большие самолёты получается не очень хорошо


Впрочем, и когда самой большой машиной флота был Sukhoi Superjet 100, заполняла свои самолёты иркутская авиакомпания примерно хуже всех в России

Читайте также  Где летают Airbus A380

Лидеры эффективности

99,3% всех кресел было занято. С таким фантастическим показателем уже несколько лет подряд на первую строчку рейтинга попадает Utair Cargo (ЗАО ЮТэйр) — учитываемая отдельно от проблемной материнской дочерняя авиакомпания одноимённого холдинга, которая помимо грузов перевозит и пассажиров чартерными рейсами, преимущественно в Западной Сибири.

Международный аэропорт Внуково предлагает услуги бизнес-авиации


Ан-2 авиакомпании Utair Cargo; фото с сайта utair-cargo.ru


Ан-74-100 авиакомпании Utair Cargo; фото с сайта utair-cargo.ru

95,9% и 94,1% — показатели чартерных Azur Air и Royal Flight, соответственно. В отличие от ИрАэро, эти перевозчики работают в тесной связке со «своим» туроператором (Anex и Coral), надёжно заполняют рейсы пакетными туристами и не являются клиентами донорских программ государства.


Boeing 767-306ER авиакомпании Azur Air, перевозчика туроператора Anex Tour


Boeing 757-28AWL авиакомпании Royal Flight, перевозчика туроператора Coral Travel

Главные разочарования 2018 года

«Сорванная» летняя полётная программа «по причине плохого сервисного обслуживания» самолётов Superjet 100 — и первая в истории модели авария на регулярных маршрутах с потерей самолёта.

Почти нулевая конкуренция со стороны железнодорожного и автомобильного транспорта, платёжеспособное население и почти бесконечные возможности для недорогого цифрового маркетинга среди целевой аудитории, известной на всю страну общением в WhatsApp-чатах.

При всём этом постоянная убыточность, претензии со стороны Росавиации к подделке документов о техобслуживании самолётов и, как результат, отставка Ольги Фёдоровой, последней в России женщины — формального авиационного гендиректора.

98,6% к прошлому году в пассажиропотоке и падение на 5,3 процентных пункта заполняемости кресел. Авиакомпания Якутия (R3), нанявшая в конце прошлого года нового топ-менеджера и пытающаяся выбраться из затяжного кризиса. Все убытки оплачены из бюджета республики.


Инцидент при посадке рейса R3414 в домашнем аэропорту Якутск Туймаада стоил авиакомпании Якутия повышенного внимания регуляторов и пониженного — потенциальных клиентов


В результате Ольга Фёдорова, генеральный директор перевозчика с 7 апреля 2014, подала в отставку с 12 октября 2018-го. Теперь всеми российскими авиакомпаниями номинально руководят мужчины

Нарастающая долговая нагрузка и попытки нарастить объём перевозок и денежного потока любой ценой. Сетевая авиакомпания, объявляющая себя «лоукостером», при этом не меняющая ничего, кроме цены на билеты и набора бортовых услуг. Лучший рестайлинг российской авиации (от агентства Friends Moscow) и самая неудачная посадка в аэропорту Сочи в 2018 году (1-го сентября), стоившая перевозчику самолёта и доверия клиентов.

4,8% роста к прошлому году, но при этом всего 79,9% занятых кресел (+5,1 п.п.) — хороший показатель работы над эффективностью, если не учитывать цену, которой эти числа достигаются. Utair (UT), потенциальный потребитель огромной господдержки или банкрот — на выбор министерства транспорта уже весной этого года.

Читайте также  Южная Корея


Насколько помог Utair великолепный рестайлинг, судить сложно. Но долговая нагрузка к концу 2018 года стала неподъёмной, и компания объявила технический дефолт


Андрей Мартиросов, генеральный директор авиакомпании Utair

Лучшие авиакомпании 2018 года

62% прироста трафика, 86,3% занятости кресел, и всё это без накачки трафиком от карманных турагентов и бесконечной господдержки финансами и авторитетом, позволяющим даже спорить с ФСБ. Напротив, даже при таком увеличении объёма компания собирается показать прибыль.

Red Wings (WZ) — лучший перевозчик России по результатам 2018 года, и Евгений Ключарёв — очевидно, лучший менеджер.


Red Wings известна тем, что превратилась из проблемной в успешную авиакомпанию всего за год (2017-й), поменяв все российские самолёты в своём парке на бывшие в употреблении Airbus A320ceo/A321ceo


Заменить все самолёты за год — это не так просто, как смотрится в текстовом виде. И этой работе сопутствовал подбор маршрутной сети, маркетинг и партнёрские соглашения с другими участниками рынка (прежде всего, Нордавиа), серьёзная переподготовка и поиск персонала. Все успехи совпали по времени с приходом на пост гендиректора Евгения Ключарёва, поэтому статус лучшего ему подходит больше других

57% прироста и 94,1% заполняемости салонов; самая эффективная среди регулярных авиакомпаний России по операционным показателям и лучший лоукостер всего постсоветского пространства.

Победа (DP) — номер два в 2018 году, потому что с поддержкой государства и личных отчётах главы группы перед главой страны окно возможностей всегда несколько шире, чем у конкурентов.


Победа с парком исключительно из Boeing 737-800WL и моноклассной компоновкой их салонов, маршрутной сетью point-to-point и при этом продажей билетов на стыковочные рейсы, агрессивными маркетинговыми кампаниями и высокой узнаваемостью бренда, стала самым большим и эффективным лоукостером страны и одним из лидеров по многим показателям во всём мире


Но добиваться преференций и рисковать всегда комфортнее, имея финансовую и лоббистскую поддержку национального перевозчика. То есть, Андрей Калмыков, генеральный директор авиакомпании Победа, действует в несколько более мягких условиях, чем его конкуренты

И номер три — это пятая по объёму трафика авиационная группа, Пегас Туристик, стабильно год от года растущая быстрее рынка в двух нишах — регулярных и чартерных перевозках — и хорошо заполняющая свои самолёты.


Пегас Туристик строит свою авиационную империю очень взвешенно: здесь и традиционные для туроператора собственные чартеры для своих же клиентов, летящих на курорты (на чём специализируется Pegas Fly)…


…и регулярный сервис, в котором продвигают бренд Nordwind Airlines. Хотя на самом деле флот компаний часто используется для обеих целей попеременно