Уильям “Билл” Франке (William ‘Bill’ Franke)

Уильям Франке — чаще сокращаемый до Билла Франке — окончил Стэнфордский университет и начал свою карьеру в качестве генерального директора Southwest Forest Industries, одной из крупнейших лесопромышленных компаний США. Продолжил — президентом сети магазинов Circle K, которую он реструктуризировал через банкротство. Тогда он заработал себе прозвище «Мистер Фиксит» (Mr. Fixit).

Уильям Франке (William Augustus Franke) Родился 15 апреля 1937 года в Брайане, штат Техас. В 1959 году стал бакалавром истории в Стэнфордском университете, в 1961 году — бакалавром права, там же.В начале 1990-х годов губернатор штата Аризона Файф Симингтон (Fife Symington) пригласил его спасать базирующуюся в аэропорту столицы штата авиакомпанию America West (HP), которая уже находилась под 11-й главой Кодекса США о банкротстве — продолжала операционную деятельность, но была неплатёжеспособна.

Франке занимал пост президента перевозчика с 1993 по 2001 годы — до момента поглощения со стороны US Airways (US). При нём были введены электронные билеты, заменён парк со старых Boeing 737-200 на новые и более вместительные Airbus A320-200, заключён ряд кодшеринговых соглашений с региональными американскими авиакомпаниями, а также проведён серьёзный рестайлинг. Впрочем, до самой продажи на тот момент пятому по величине игроку национального рынка America West оставалась под грузом очень крупной задолженности.

Единственное, что я знал об авиакомпаниях, когда пришёл в бизнес, — что в моём посадочном талоне написано место 16B.

Освободившись от своего первого авиационного проекта, Билл Франке основал фонд прямых инвестиций Indigo Partners, основная задача которого — развитие прибыльных низкобюджетных перевозчиков на самых перспективных рынках.

Авиакомпании фонда практически однотипны:

  • парк всегда состоит из новых Airbus семейства A320; со временем, конечно, второго поколения — A320neo;
  • время в полёте на каждого самолёта в этих авиакомпаниях всегда на очень высоком уровне — не менее 12 часов в сутки;
  • маршрутная сеть — point-to-point, никакой узловой модели;
  • в базовую стоимость билета включён тот минимум, который позволяют законы страны присутствия; всё остальное — за дополнительную плату;
  • основа рекламной стратегии — распродажа части кресел по «сверхнизким» тарифам.
Читайте также  Ямал готовится к суду с Таджикистаном

В 2003 году в Венгрии фонд основывает Wizz Air (W6), первый лоукостер в Центральной и Восточной Европе.

Тем временем, в 2004 году сингапурский национальный авиахолдинг Singapore Airlines Group пригласил Билла Франке возглавить низкобюджетный проект Tigerair (TR). Пусть и в условиях регулируемого госкапитализма почти без конкуренции, но это был успех: начав продажи билетов 31 августа 2004 года, по результатам 2006-го перевёз 1,2 миллиона пассажиров.

Международный аэропорт Внуково предлагает услуги бизнес-авиации

Уже в июле 2006-го Билла Франке приглашают во Флориду на президентский пост Spirit Airlines (NK), работающей по модели «жёсткого» лоукостера — с минимально возможным списком включённых в базовую стоимость услуг.

В 2009 году он оставляет Tigerair и, воодушевлённый успехом Wizz Air, решает выйти на российский рынок. 27 августа 2009 года начинает полёты авиакомпания Avianova (AO). Однако Россия запрещает иностранцам владеть контрольными пакетами перевозчиков, и 51% акций получила Альфа-Групп. По итогам 2010 года стартап перевёз 1,3 миллиона пассажиров.

Но выбор партнёра стал для Indigo Partners неудачей: 24 июня 2011 года основной акционер произвёл силовой захват центрального офиса авиакомпании и выгнал весь иностранный менеджмент. Самостоятельно управлять лоукостером у россиян в результате не вышло, и Avianova была закрыта 11 октября 2011 года. Билл Франке больше не предпринимал попыток выйти на российский рынок.

В октябре 2013 года Indigo Partners договорился о покупке приблизительно за 145 миллионов долларов США находящейся в стадии банкротства авиакомпании Frontier Airlines (F9) с базой в аэропорту Денвера (DEN), штат Колорадо. В декабре того же года сделка была закрыта.

Под управлением нового владельца перевозчик стал — разумеется — «ультралоукостером». Нарастил пассажиропоток почти в два раза за пять лет — с 9,87 до 18,59 миллионов человек — и стал прибыльным.

Читайте также  Airbus A319neo теряет заказчиков

Ещё одним рынком, и весьма успешным, для фонда стала Латинская Америка.

В 2010 году был приобретён миноритарный пакет в мексиканской Volaris (Y4) — при этом Indigo Partners стал управляющим акционером. В 2016 году эта компания начала экспансию в Карибском регионе с филиала в Коста-Рике.

В 2017 году основана чилийская JetSmart (JA), уже как проект собственного авторства.

Наконец, днём в среду, 15 ноября, в четвёртый день программы Dubai Air Show 2017, было подписано соглашение между Indigo Partners и Airbus на 430 самолётов семейства A320neo: 273 единицы стандартной модификации A320neo и 157 более крупных A321neo, — оцениваемое в 49,5 млрд долларов США по номинальной стоимости. 28 декабря того же года контракт подтвердили обязывающими документами, и тем самым заказ стал самым большим в истории гражданской авиации по числу указанных в нём самолётов.


Билл Франке (William Augustus «Bill» Franke)


Билл Франке (Bill Franke) и Джин Лихи (John Leahy), коммерческий директор Airbus, после подписания предварительного соглашения на самую большую продажу гражданских самолётов в истории; Dubai Airshow 2017