Pratt & Whitney Canada разрабатывает новый турбовинтовой двигатель

Крупнейший в мире производитель турбовинтовых двигателей для гражданской авиации — американо-канадская компания Pratt & Whitney Canada (PWC) — заявила о твёрдом намерении довести до реализации раскрытые ранее планы по созданию совершенно новой силовой установки.

Но вероятный запуск в серию уже отодвинут: с предполагавшихся недавно 2020… 2023 годов на 2022… 2026 годы.

Высокая планка

Первая проблема в разработке «с чистого листа» турбовинтового двигателя нового поколения (Next Generation Regional Turboprop, NGRT) — совершенство сегодняшних образцов.

Для текущего технологического уровня создать более эффективный механизм очень сложно.

Дополнительным тормозом является практическое отсутствие у PWC серьёзных конкурентов. PW127 и PW150, устанавливаемые на основные массово выпускаемые в настоящее время турбовинтовые самолёты для коммерческих авиалиний — Bombardier Q400, ATR 42/72 и Xian MA600, — отличаются высокой надёжностью и самыми привлекательными эксплуатационными показателями в истории.

Соответственно, задача для NRGT — быть не только на 15… 20% экономичнее, но и не уступать предшественнику в надёжности.


Двигатели Pratt & Whitney Canada PW127E мощностью 1 765 кВт каждый установлены на ATR 42-500


Два Pratt & Whitney Canada PW150A по 3 782 кВт приводят в движение Bombardier Q400

Есть ли рынок

Но ещё больший вопрос заключается в том, существует ли рынок для нового турбовинтового двигателя.

Абсолютную новинку логично предлагать для совершенно новой модели самолёта, так как повторная сертификация старой — неэффективный процесс, окупить который будет трудно.

Улучшенные характеристики подразумевают увеличение размера авиалайнера: именно в таком случае экономия будет наиболее ощутимой, и покупатель согласится на старте заплатить больше — в обмен меньшие расходы потом.

Менеджмент ATR в этом году заявлял об интересе к созданию модели вместимостью 90 и более кресел — но Airbus, владеющий 50% производителя, против: он не готов рисковать на фоне собственных проблем с обновлением модельного ряда.

Читайте также  Все авиационные банкротства 2017 года

У Bombardier продажи турбовинтовых Q400 и региональных реактивных CRJ идут настолько плохо, что вложения во вторую новинку — параллельно приносящей пока только убытки CSeries — способны обанкротить канадского авиапроизводителя.

От нуля до тысячи

Консенсус-прогнозом на ближайшие 20 лет можно считать объём рынка в 2 000… 2 400 турбовинтовых самолётов вместимостью от 60 до 90 кресел. Основные игроки, ATR и Bombardier, не сегментируют его, и интерес перевозчиков к 60-местным и 90-местным самолётам по отдельности ими не оценивался.

Японская авиастроительная корпорация (Japan Aircraft Development Corp., JADC) в своём последнем 20-летнем прогнозе предсказывает нулевой спрос. Ещё год назад её оценкой были 250 единиц, однако теперь она считает, что потенциальный покупатель 90-местной машины выберет реактивный самолёт, за турбовинтовыми моделями — только нижний, 60-местный, сегмент.

Возможно, такая коррекция обусловлена снижением нефтяных цен: чем дешевле топливо, тем устойчивее конкурентные преимущества реактивных двигателей.

Международный аэропорт Внуково предлагает услуги бизнес-авиации

А возможно, причиной является то, JADC участвует в проекте Mitsubishi MRJ90, и с приближением даты сертификации модели она просто подогревает рынок.

  Лётные испытания Mitsubishi MRJ90 приостановлены из-за сбоя двигателя PW1200G

Фредерик Лефебр (Frederic Lefebvre), вице-президент по маркетингу на рынке региональных авиакомпаний Pratt & Whitney Canada, оценивает потенциал больших турбовинтовых самолётов в 1 000 единиц за 20 лет.

Надежда на развивающиеся рынки

Наиболее спорные оценки получают развивающиеся рынки Китая, Индии и Юго-Восточной Азии: все производители приписывают их потенциал себе.

Главные особенности этих регионов — нехватка слотов (временных промежутков для взлёта) в ключевых аэропортах, дефицит квалифицированных кадров, относительно короткие расстояния и (кроме Китая) слабое развитие конкурирующих видов транспорта: автомобильного или железнодорожного.

Однако на какие именно самолёты сделают ставку местные перевозчики, пока вопрос.

Читайте также  Thomas Cook не простил Ники Лауде сделки с Ryanair

ATR считает, что это должны быть большие турбовинтовые машины, обладающие самой низкой операционной стоимостью (то есть, модель ATR 72-600).

Embraer рассчитывает продать 100-местные реактивные самолёты, способные к самой быстрой оборачиваемости, — свои модели E-Jet второго поколения, E190-E2 и E195-E2.

Bombardier убеждает рынок в том, что всем нужны универсальные авиалайнеры на 130… 150 мест, которые можно поставить как на короткий региональный маршрут, так и на более длинный магистральный, и выиграть на унификации.

  Пять ключевых тенденций мировой коммерческой авиации в ближайшие 20 лет от Bombardier

Airbus и Boeing убеждены, что с ростом трафика аэропорты будут перегружены, цены на обслуживание возрастут, а пассажиры будут хотеть платить за билеты всё меньше, и единственный выход — нарастить вместимость каждого самолёта, в котором должно помещаться более 180 человек. Менее востребованные направления не выгодны уже просто потому, что зарплата пилотов и сборы аэропортов поглотят всю возможную выручку от продажи билетов.


Выходя в нишу региональных самолётов на 90 пассажирских кресел, PWC начинает конкурировать с реактивными моделями.
Например, японским Mitsubishi MRJ90, на который ставятся производимые головной американской компанией Pratt & Whitney турбовентиляторные PW1200G


Ещё более сильный конкурент — Embraer E190-E2, второе поколение бразильского бестселлера.
И на нём тоже стоят двигатели Pratt & Whitney — аналогичные, но более мощные PW1900G

Свет в конце туннеля

12 и 13 сентября в европейской штаб-квартире Embraer, расположенной в пригороде Амстердама, прошли встречи авиационных менеджеров континента, в которых участвовали представители более двадцати национальных перевозчиков.

Обсуждались достоинства и недостатки ATR 72 и Bombardier Q400: бразильский производитель собрался выйти на покинутый им в самом начале 2000-х годов рынок турбовинтовых машин и предложить покупателям совершенно новую, разработанную с чистого листа модель.

Читайте также  Lufthansa и Etihad заключили кодшеринговое соглашение и контракт на «мокрый» лизинг 38 A319/320 Air Berlin

Это означает ясную перспективу для Pratt & Whitney Canada: остаётся лишь не упустить потенциального партнёра и синхронизировать разработки.

  Embraer возвращается к истокам